Цифры школьные писать в виртуальную тетрадь?

 учат в школе. Родители и педагоги обсуждают участие в образовательном эксперименте

- Скорость у собаки больше, значит, кота она догонит. С какой скоростью он должен бежать? - когда объяснения из учебника оказались напрасными, отец пустил в ход «наглядный» аргумент и для убедительности ещё этих кота и собаку нарисовал.

Так, со скрипом и нервами, проходило наше дистанционное обучение. Окончания четверти мы ждали больше, чем сын-шестиклассник. И смотрели в соцсетях шуточные ролики, где родители ели немытую морковь, объясняя арифметику, решали задачи про «полтора землекопа», надевали противогазы - только чтоб в школу пойти.  Смех сквозь слёзы. Похожая ситуация была во многих семьях. Поэтому, когда пару недель назад во всех СМИ заговорили об эксперименте, вздрогнули и запаниковали все, кто «хлебнул дистанта». На сайте Правительства опубликовали документ - проект Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых». В документе сказано, что с 1 сентября 2020 до 31 декабря 2022 года в 14 регионах России будет проходить эксперимент по цифровизации образования. Среди этих 14-ти и Пермский край. Проект предполагает внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, включение в  государственную информационную систему «Моя школа» и доступ к самым современным образовательным сервисам и системам. То есть подразумевает материально-техническое оснащение школ и подключение к скоростному интернету. Если б не коронавирусная весна, Постановление это прошло бы незамеченным, но, «понюхав», что значит учить детей дома, родители начали возмущаться, собирать подписи в соцсетях и писать обращения к властям всех уровней против «дистанционного образования».

- В постановлении прямо так и пишут, - говорит Татьяна И., мама двух школьников. - Внедрение цифровой среды, в том числе и дистанционного образования. Всё, теперь так и будем всегда учиться через компьютер? Это родителям только увольняться да самим учить.

Учителя учить готовы, многие из них ничего тревожного в эксперименте не видят. Речь в документе - не о переходе на дистанционное образование, уверены они.

- Слух о полном переводе на дистант - это недостоверная информация. Однозначно, с 1 сентября предполагается нормальное традиционное обучение в школах, - говорит руководитель Управления образования Чернушинского городского округа Ираида Бактиева. - Это использование онлайн-сервисов и ресурсов, которые апробированы во время коронавирусной инфекции и дали хорошие результаты. Это доступ к высокоскоростному интернету. Это возможность пользоваться онлайн-уроками, которые в период карантина получили положительные отзывы от педагогов и учеников. Это и возможность дистанционного обучения, но только в период карантинных мероприятий, морозов, либо когда длительно болеет учащийся. ЦОС - это возможности нашим детям получить ВСЕ варианты образования, доступ ко всем ресурсам. Главная цель проекта – повышение качества образования.

По словам директора школы №2 Ольги Федуловой, сначала и учителей напугала эта новость, однако, начав разбираться, читать о проекте, они успокоились, поняли, что многое из того, о чём идет речь, уже делали, использовали в учебном процессе.

- Это из-за карантина. Все зацепились за слово «дистанционное». А на самом деле цифровая образовательная среда (ЦОС) - это целый комплекс условий для того, чтобы каждый ребёнок, независимо от места его проживания, получал качественную образовательную услугу. Этот комплекс поможет школе лучше учить, - уверена Ольга Георгиевна. - В нашей школе мы эти технологии давно применяем, используем цифровые образовательные платформы, но всё это не было в единой системе. Не все учителя этим пользовались, не для всех детей это было доступно, не весь контент был качественный. Всё это было хаотично! Теперь же всё будет стандартизировано, появится единая цифровая платформа, Министерство будет контролировать качество тестов и уроков. И, конечно, не будет такого, чтоб всё образование стало дистанционным. Что же теперь - все школы закрыть? Конечно, нет. Это в помощь нам, для работы.

Ещё один вопрос, который не даёт покоя родителям: кто должен обеспечить возможности для внедрения цифровой среды в процесс школьного обучения?

- Я так понимаю: образование стараются сделать современным, многое нужно будет выполнять на компьютере. В случае карантина - снова полностью учиться дома. Но где взять денег, чтобы накупить этих компьютеров? - возмущается многодетная мама Елена А. - У меня три школьника. Если каждому нужен будет компьютер, принтер, интернет - у нас так на еду, простите, денег не останется. Да ещё и комнату надо каждому отдельную, потому что они мешать друг другу будут.  И тогда, получается, если у родителей нет финансовой возможности, то у ребёнка не будет возможности нормально учиться? Вообще-то это нарушение закона!

Во второй школе придумали решение этой проблемы. Весной каждому желающему были готовы предоставить компьютер от школы.

- Записались только 11 человек, хотя мы были готовы дать всем, - утверждает Ольга Георгиевна. - Поэтому я думаю, что большинство семей всё-таки оснащено необходимым, хотя везде по-разному, наверное.

На родительских форумах пишут, как - по-разному - выходили из положения: кто-то делал домашнее задание в телефоне, кто-то выходил на самое высокое место в деревне с ноутбуком наперевес - ловить интернет, кто-то сам делал уроки за ребёнка, потому что компьютер есть только на работе...

А что со здоровьем? - ещё одна родительская боль. Многочасовое сидение за компьютером, от которого хором предостерегали врачи, вдруг стало неопасным для ребёнка? Не пострадают ли зрение и осанка? Это что касается здоровья физического, но не только о нём переживают родители. Владимир Ч., отец пятиклассника Миши, говорит, что его больше пугает негативное влияние интернета на психику сына.

- За здоровье я не боюсь, мы с ним спортом дома занимаемся. А вот в интернет, в соцсети я ребёнка пока пускать не хочу! Нечего ему там делать. Совсем недавно группами самоубийц пугали, а теперь всех принудительно в соцсети отправляют из-за учёбы. Мы - на работе, сын - один у компьютера, кто мне гарантирует, что он никуда не встрянет? 

Вопросов к предстоящему эксперименту много. Сейчас школам предстоит большая работа. Два экспериментальных года потребуется, чтобы обучить учителей работе на новых интернет-платформах, пополнить материально-техническую базу, откорректировать процесс. А мы, родители, готовы на эксперименты, если кто-то сможет ответить на наши вопросы и если немытую морковь больше есть не придётся.

Итак, прикамские школы ждёт новый этап - внедрение цифровой образовательной среды. Мы спросили у педагогов и родителей, как они восприняли эту информацию.

Екатерина Галиева, учитель русского языка школы №1:

- Идея предоставить равные возможности обучающимся вне зависимости от места их нахождения - дело хорошее. Успокаивает и то, что создание ЦОС не должно заменить очное обучение (только на период карантина). Но как эта идея будет воплощена? Не будет ли таких технических проблем, с которыми мы столкнулись в самом начале дистанта, когда многие цифровые платформы просто не выдержали резко возросшей нагрузки? Насколько в реальных условиях, когда далеко не каждый ученик в Интернет может выйти, это будет успешно работать? Эти и другие вопросы очень тревожат.

Галина Д., бабушка девятиклассницы:

- Всё, что в нашей стране заканчивается на -ция, ни к чему хорошему не приводит! Цифровизация, оптимизация, революция, девальвация... Считаю, нечего эксперименты над нашими детьми проводить. Пусть в Москве проводят!

Татьяна Касьянова, мама третьеклассницы:

- Информацию эту восприняла двояко. С одной стороны, хорошо, что дети будут пользоваться единой учебной платформой, информация будет донесена до всех одинаково и качественно, то есть дети будут в равных условиях. С другой стороны, если дистанционный формат войдёт в нашу жизнь, то ребёнок недополучит межличностного общения с учителем и сверстниками в школе.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

- Всеобщее дистанционное обучение невозможно в принципе! Конечно, мы сможем воспользоваться этой технологией, если будет объявлен карантин, например, по гриппу. Индивидуальное дистанционное обучение возможно и в случае, если ребенок длительное время болеет и не может посещать школу. Но абсолютно точно хочу сказать: мы будем работать в обычном режиме, и 1 сентября учебный год начнется как обычно: с торжественной линейки и уроков в школе. Все уроки будут проходить в очном режиме. Другие варианты даже не обсуждаются ни на каком уровне.

Что же касается цифровизации школьного образования в Пермском крае, мы действительно получили средства на реализацию двух больших федеральных проектов. Первый - на приобретение оборудования, которое будет поставлено в этом году в 101 школу Прикамья. Еще в 19 школ, 35 техникумов и колледжей оборудование поступит в следующем году. Приобретаются ноутбуки, интерактивные комплексы, многофункциональные устройства. Делается это для того, чтобы в школах на обычных уроках можно было проводить занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Кроме того, будет создан Центр цифрового дополнительного образования, в котором дети будут обучаться технологиям программирования. Создание ЦОС позволит повысить качество образования, и, естественно, она будет использоваться для очного обучения.

Школа - это живое общение учеников с учителем, детей между собой. Школа не только учит, но и воспитывает, социализирует. Поэтому еще раз уточню: цифровизация - это просто новые технологии, которые помогают при обучении, образовании и воспитании детей, а не заменяют их.

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+