Психология добра и позитива
интервью. Как стать наставником по жизни
Луиза Бородулина – участник проекта «Наставничество 59». В прошлом году она была признана лучшим наставником в нашем округе и стала тьютором – наставником для других наставников. Но и свою подопечную, для которой за год общения стала близким человеком, оставлять не собирается.
- Нужно научить её быть взрослой и ответственной, - считает Луиза Марсовна. По образованию она психолог, сегодня учится ещё и в Московском гештальт институте на психотерапевта. А ещё Луиза Бородулина – мама троих сыновей (её мальчишкам 19, 16 и 8 лет), которая всегда мечтала о дочери, именно поэтому в подопечные выбрала девочку. Когда-то Бородулины участвовали в районном конкурсе многодетных семей в номинации «Интеллектуальная семья». Именно стремление к знаниям стало одной из их семейных скреп. А детей, по мнению Луизы Марсовны, объединяет ещё и цифра 5. Сыновья учатся в школе №5 на пятёрки. А старший, закончивший школу с медалью, продолжает традицию - отлично учится на философском факультете Пермского университета (ПГНИУ).
Мнением о том, как стать отличным наставником, причем, не только для своих детей, Луиза Бородулина поделилась с нашим корреспондентом Михаилом Субботиным.
Луиза Марсовна, как случился этот неожиданный поворот к наставничеству, которое к тому же не приносит материальной выгоды, ведь с 2010 года Вы - успешный менеджер по международному туризму в ООО «Финист Трэвел»?
– Я училась на практического психолога, мне было интересно в профессиональном плане опробовать свои силы, и я записалась на семинары по профориентации «ПравДА вместе» по поддержке детей и молодёжи, находящихся в конфликте с законом, окружением и собой. А потом увидела посты о движении «Наставничество 59», узнала, что с 2021 года на территории Чернушинского городского округа начал развиваться клуб «Наставник». В этот момент я решила, что накопила немалый жизненный опыт и знания, которыми можно поделиться не только с подростками, но и с коллегами.
Признаюсь, именно наставничество помогло мне понять, что психотерапия – это моё. Я вижу, что во мне нуждаются, что я могу помочь. Пусть даже одному подростку. Не исключено, что после окончания гештальт института оставлю работу туроператора и целиком посвящу себя психотерапии и оказанию помощи нуждающимся в ней людям.
Вы всегда мечтали о дочери, поэтому попросили закрепить за Вами девочку. Как Вам этот новый опыт?
- Моя подопечная совсем не умела ладить с людьми, ни с кем не общалась в школе, из-за чего была поставлена на учёт как находящаяся в социально-опасном положении (СОП). Даже страничка в её соцсетях была оформлена в траурных тонах…
Первое время подопечные для наставников словно ёжики: относятся очень настороженно, долго не раскрываются и на все мероприятия ходят как на обязаловку. Если давить на подростка, можно сразу утратить завоёванное доверие. Наставник что-то предлагает, подопечный соглашается или нет. Мы не занимаемся нравоучениями, не принуждаем к выполнению каких-то обязанностей, а ставим перед собой задачу научить подопечного самостоятельно справляться с проблемами, брать на себя ответственность за свои действия, критически мыслить, задавать правильные вопросы себе и другим, подходить креативно к задачам и придумывать свои уникальные способы их решения, договариваться с другими людьми.
Моя подопечная, что называется, за любой кипиш, лишь бы не быть одной. Она участвовала во всех коллективных мероприятиях: поездки в Николаевский монастырь, Зверево, походы в кино, верёвочный парк. Всей семьёй мы бывали в театре. Как и другие подопечные, она любит бывать в модельной библиотеке: играть, рисовать, читать.
Мы стали участниками краевого слёта «Спутники добра», где 10 наставников и 15 наставляемых подростков в течении 3 дней жили в палатках, состязались в спортивных и интеллектуальных играх, придумывали концертные номера, рассуждали о будущем.
Что вы можете назвать результатом такой совместной работы?
- Сейчас у моей подопечной появились друзья, а тёмные оттенки в соцсетях сменились на розовые. Она поступила в колледж, легко общается в коллективе, рассказывая, как интересно она живёт. Она в восторге от нового статуса, от своей группы и от преподавателей. Она решила стать наставником, чтобы свой положительный опыт передать кому-то из малышей.
Это ощущение позитива приносит мне невероятный заряд сил и внутреннее удовлетворение! Если мой подросток добьётся успеха, наверное, и я что-то значу. Но даже если что-то не получилось, наставничество можно считать успешным только за то, что подростка сняли с учёта, например, что он не совершил антиобщественных или противоправных поступков. Я убеждена, что в наставничестве должен попробовать себя каждый, кому есть что передать детям.