IMG_545610.jpg

Кому это выгодно?

Секреты выживания

К Бродовскому сельмагу подъезжает легковой автомобиль, из него выходит молодая женщина, берёт  из багажника одну из коробок с товаром и с заметным усилием (нелегкая, видимо, коробка) заносит в здание. Это хозяйка магазина Ксения Астанина.

– Здравствуй, Татьяна, – приветствует она продавца. – Как идут дела?

Начинается обсуждение рабочих процессов. Сколько продано, что нужно привезти. Не заходя за прилавок, осматривает витрины.

– Со стороны покупателя лучше видна наполняемость полок, – поясняет Ксения Александровна. – А ещё обязательно смотрю тетрадь, где записывают заявки населения на конкретный товар.

В основном селяне просят привезти не продукты, а так называемые «сопутствующие товары»: краску, одежду, посуду и многое другое.

– Мы на такой товар делаем минимальную наценку, поэтому увидят у нас понравившуюся вещь - сразу покупают. А нам это помогает выживать, – рассказывает молодой предприниматель. – Помню, первый раз привезла в Ермию под реализацию посуду на 50 000 рублей. Сомневалась, продадим ли, а через две недели деньги нужно было возвращать. Но всю посуду разобрали за неделю. По краскам мы уже вышли на нефтекамского производителя, и этот товар у нас даже дешевле, чем в городских магазинах. Внимательно изучаем заявки населения. Специально привозим, например, цемент к строительному сезону, замазки для печей и окон к зиме, ведь у многих ещё нет стеклопакетов. Одни жители предпочитают нытвенское молоко, другие - от МасКО, пусть оно немного дороже. Привозим то и другое. И жители отвечают нам искренней благодарностью.

Кроме «тетради пожеланий» во многих сельских магазинах до сих пор есть «тетради под запись», где отмечают тех, кто взял продукты в долг до пенсии или зарплаты.

– Девочки у меня все ответственные, работают уже давно, хорошо знают добросовестных покупателей, которым можно доверять. Конечно, бывало, что и хорошие знакомые их подводили, не возвращая долг, но потом таким людям под запись товар уже не отпускаем.

Ксения Астанина инженер-землеустроитель, но по специальности никогда не работала. Ещё когда училась в Перми в институте, устроилась работать продавцом в магазине одежды и за два с половиной года доросла до руководящей должности.

– В то время папу сократили на работе, и я в 18 лет решила попробовать сама заработать себе на учёбу, – вспоминает Ксения. – Потом вышла замуж, взяли квартиру в ипотеку. Когда ушла в декрет, снова ощутили нехватку денег. Да и дома сидеть мне было скучно. Сдали жильцам квартиру в Перми и вернулись с супругом в Чернушку. У мамы тогда был один магазин, и я стала помогать ей.

Ксения вела всю документацию. Разобравшись, что к чему, взяла кредит в банке и начала с магазинов в Ермие и Бедряже. Приобретала здания, где размещались магазины банкротившегося РайПО.

- Они были в плачевном состоянии, - говорит предприниматель. - Восстанавливали, ремонтировали, проводили воду, канализацию, строили котельные, латали кровлю, завозили оборудование, нанимали опытных продавцов из этих же населённых пунктов.

Дороги и тревоги

Оформив ИП и справившись с ремонтами, Ксения взяла в аренду ещё несколько помещений.

– В декабре прошлого года я всё посчитала и взяла ещё два магазина. Один в Броду и «Гермес-мир» в Чернушке. Сейчас у нас с мамой 7 магазинов. Всем, что касается экономических вопросов, занимаюсь я, так как мама «не дружит» с компьютером. С покупкой городского магазина, имевшего лицензию на продажу алкоголя, оформились и как юридическое лицо. Приняли на работу весь коллектив магазина, - продолжает предприниматель свой рассказ.

Так у Астаниной появилась своя «маленькая сеть», ведь содержать один магазин сейчас неэффективно. В этом и она давно убедилась. Конкуренция с сетевиками – основная проблема небольших торговых предприятий.

– Мы же не можем себе позволить наценку более 35-40 %, чтобы товар не был дороже для покупателя, чем в соседнем сетевом магазине, – делится наболевшим Ксения. – Только при больших объёмах поставщики делают ощутимые скидки на товар, что позволяет держаться на плаву. Заводы же напрямую работают с сетевиками, благодаря чему те формируют цены, накручивают до ста и даже двухсот процентов на товары, закладывая в расходы и мелкие кражи, и списание просроченного товара.

Один из способов увеличения объёма продажи – организация магазинов самообслуживания. Покупатель  попутно набирает там другие понравившиеся товары, которые первоначально купить не планировал. Там меньше очередей, можно самому отсортировать подпорченные овощи или фрукты, выбрать самые спелые. Однако есть одно «но»: если не обеспечить сохранность товара, все преимущества сойдут на нет.

– Нужно видеонаблюдение, дополнительные люди, большая площадь и дополнительное оборудование, – рассуждает предприниматель. – Поэтому пока торгуем по старинке. В деревнях нет работы, многие ездят в Чернушку и попутно закупают там продукты. Другие объединяются семьями, чтоб транспорт обошёлся дешевле, и по выходным едут в город на торговые базы и в магазины. Поэтому постоянно приходится следить, чтобы цены в наших магазинах были на уровне сетевых.

Ещё одна проблема, которую приходится решать владелице сельских магазинов, - дороги. По словам Ксении, ей не раз приходилось самой нанимать технику не только чтобы обустроить подъезд к магазину, но и «вскрывать» весной центральную улицу. Если снегопада нет, дорожники не приезжают, а по наполненной снежной «кашей» колее проехать невозможно.  

– Особенно ужасные дороги на Бедряж и Ермию. Многие поставщики из-за плохих дорог не хотят везти туда товар. И то, что предназначено для ермиёвского магазина, оставляют в Сульмаше или Ананьино,  – возмущается Ксения. – Приходится перебрасывать его в Ермию самим.

Ну что, посчитаем?

Многие ИП работают на «упрощёнке» - упрощённой системе налогообложения (УСН), которая «направлена на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса, а также облегчение и упрощение ведения налогового и бухгалтерского учёта». На деле это 6% от дохода.

– При годовой выручке сельского магазина 700 тысяч налог составит 42 тысячи рублей, – Ксения берёт в руки калькулятор. – С семи магазинов это 294 тысячи за год. Плюс страховые взносы, НДФЛ, НДС, земельный, имущественный и транспортный налоги. А ещё расходы на бухгалтера для сдачи декларации и ежеквартальных отчётов в налоговую, ПФР, фонд социального страхования и Госкомстат. Поэтому мы работаем по патентной системе налогообложения. По 17 тысяч за 7 магазинов – 119 тысяч в год.

Плюс коммунальные платежи, тарифы на которые растут каждый год. Электроэнергия два года назад была по 4-5 рублей за киловатт, сегодня уже 7,1 -7,2.  Нам это обходится ежемесячно по 70 тысяч за тепло и 84 тыс. за электроэнергию. И месячная зарплата персонала – 170 тысяч рублей. Большинство предпринимателей и предприятий малого бизнеса разоряются и закрываются. Остальные вынуждены дробить бизнес, проводить часть оборотов через ИП.

Ограничения для патентной системы налогообложения

  • приобретать патент могут только индивидуальные предприниматели;
  • численность работников ИП не должна превышать 15 человек;
  • патентная система налогообложения не применяется в рамках договоров товарищества или доверительного управления имуществом;
  • предприниматель теряет право на патент, если с начала года его доходы по видам деятельности, на которые получен патент, превысили 60 млн рублей.

Секреты выживания

Заработать лёгкие и большие деньги в торговле сейчас невозможно, по мнению Ксении. В увеличении объёмов тоже есть ограничения, преодолев которые придётся уходить от патента на другую систему налогообложения. Плохо выручает и выгодная ранее торговля алкоголем - там и налоги другие, и нужно вести бухгалтерский учёт и отчётность. Стоимость лицензии на торговлю алкоголем - 65 тысяч на 1 магазин. А если их несколько, то дополнительно по 3500 рублей на каждый. Но для этого в каждой точке нужно ставить дополнительный кассовый аппарат.

- Просчитываю, сколько нужно вложить, и когда окупятся затраты. Экономику специально не изучала, хватило инженерного образования и накопленного опыта. Никакими программами господдержки никогда не пользовалась. На мой взгляд, они носят декларативный характер. Вот если бы правительство обязало дистрибьюторов снизить отпускные цены до уровня цен сетевым магазинам, мелкий и средний бизнес обеспечил бы сёла, куда сетевикам ездить невыгодно, всем необходимым товаром, - говорит Ксения. - Развиваюсь за счёт кредитов в Сбербанке, строго придерживаясь бизнес-плана. Там уже наработана кредитная история и предлагают хорошие условия.

Несколько лет всю выручку Ксения направляет на развитие, стараясь не изымать из бизнеса деньги на содержание семьи. В результате товарные остатки в магазинах выросли за эти годы в три раза. Но и работать для этого приходится немало: постоянные сверки, переговоры с поставщиками о скидках, а ещё нужно следить за спросом и сроками реализации товаров, вести документацию, просчитывать, сколько конкретного товара можно продать за месяц, чтобы не закупить излишки, которые будут залёживаться на прилавках.

– Первое время работали в ущерб семейным ценностям, – снова делится воспоминаниями Ксения. – Муж вечерами после работы развозил на машине товары по магазинам. Я сидела дома с двумя маленькими детьми, периодически оставляя их на попечение мамы или бабушек. Документацией и учётом занималась по ночам. Спала 2-3 часа в сутки. Выходной только в субботу. Отпусков практически не было. За 4 года один раз съездили с мужем на неделю в Турцию и один раз на 10 дней в Сочи.

Сейчас Астанины стараются уделять больше времени семье, пытаются перейти на «нормированный рабочий день» - с 8 до 17, а вечера и выходные проводить с детьми. Уже наработаны связи, иногда получается брать товар прямо с завода, заинтересовав производителя высоким объёмом закупки. Но для хранения больших партий товара нужны база и транспорт, и бизнес-леди задумывается о покупке, просчитывает варианты. С опытом пришли и другие полезные для дела знания.

- Например, в Уфе отпускают товар дешевле, чем в Пермском крае. Там более развито сельское хозяйство, и мы возим оттуда картофель, овощи, молоко и мясо. В наших деревнях это пользуется спросом. Хочется, чтобы товары были доступнее сельским жителям, ведь богачей среди них немного. И пока я чувствую в себе силы решать эту задачу, трудиться дальше, развиваться, наращивая обороты.

 

 

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+