IMG_6338.jpg

Демография против образования

Проблема. Под угрозой закрытия ещё одна школа?

Новость о возможном закрытии начальной школы в Бедряже моментально облетела село. Точной причины закрытия школы никто не знал. Бедряжинцы предположили, что это связано с увольнением по собственному желанию учительницы, которая приезжала на работу в Бедряж из Тауша. Сразу вспомнили, что в селе есть свои опытные педагоги.  Встревоженные родители срочно, не дожидаясь официального ответа, организовали сход граждан.  Больше всего пугала «перспектива» возить школьников в Бродовскую школу, филиалом которой является Бедряжинская.

– Как отправлять из дома таких маленьких детей? – возмутились родители. – В распутицу и зимой часто нет прямой дороги, а возить в объезд по междугородней трассе очень опасно!

– Проблема возникла неожиданно. Точнее, сразу две: с просьбой найти замену повару, собравшемуся уволиться, обратился предприниматель Алексей Иванов, который организует школьное питание. Практически одновременно с аналогичной просьбой пришла и учитель начальных классов, которой предложили работу ближе к дому и которую уже ждали в другой школе. И всё это перед самым началом нового учебного года, – пояснил Юрий Изибаев, директор школы с.Брод.

Сегодня у школы в селе два помещения, которые расположенны в разных местах. В одном разместились детский сад и начальные классы, в другом - учащиеся с 5-го по 9-й класс. Детей в начальной школе, по сегодняшним меркам, немало – 25 человек, в каждом классе по 5-7 учеников, а всего в школе почти 60 учеников. Детский сад посещает 6 детей. Но не сегодня-завтра и Бедряж почувствует последствия демографической ямы: на будущий год в первый класс придут только три ребёнка, а в следующие годы - по одному. Понять учителя, который учитывает такую перспективу, можно. Что до отсутствия повара, что стало камнем преткновения, то родители высказали своё мнение:

– Мы за то, чтобы разместить малышей в основной школе, где есть повар. Свободный кабинет там найдётся, учителя тоже не против.

Этот вариант рассматривало и школьное руководство.

- Мне как руководителю удобнее организовать подвоз детей в Брод, – признался директор. – Ещё одно предложение – оставить школьников на своих местах, а перевести единственного повара из основной школы в пищеблок начальной. Там она будет готовить на всех детей и на машине в термосах отвозить обед ученикам основной школы, которые питаются один раз в день. После этого возвращаться, чтобы готовить для садика. Но одному человеку с таким объёмом работы не справиться, нужен кухонный работник.  

Родительница Юлия Усанина тут же предложила свою кандидатуру:

- На работу мне приходится ездить в город, готова уволиться, к тому же свои дети будут под присмотром.

На предложение директора школы поискать повара, чтобы обойтись без подвоза обедов, зал ответил одобрительным оживлением. Но пыл быстро остудили факты:

- Кухонный работник нужен только на два года. Через год из начальной школы выпустится 6 человек, а придёт только 3, после уйдут шестеро, а придёт только один.  Снова встанет вопрос подвоза детей. Сегодня он осуществляется во всём округе: Есаул возит детей в Трун, Калиновка - в Деменёво, Тюй - в Ореховую Гору.

– Пусть возят, – отвечали родители. – Мы заботимся о своих детях. И нам важен каждый год их учёбы дома. Потом они подрастут, да и ситуация может измениться. Вот семья с маленькими детьми покупает пустующий дом. Детей прибавится.

Представитель управления образования напомнила жителям, что для работы детского сада важно сохранить посещаемость, чтобы дети не оставались дома с бабушками и дедушками или неработающими родителями. Обсудили на сходе и вопрос о подборе второго воспитателя. Среди присутствующих нашли сразу две кандидатуры. На случай, если демографическая ситуация изменится.

– А что всё-таки с учителем? – доносится вопрос из зала. Ответом на него стало представление педагога Светланы Геннадьевны Кузьминых, которая переехала из Ореховой Горы в Бедряж.

Почему детям нужно обязательно посещать детский сад?

10 причин, которые выделяют специалисты

  1. Ребенок обретает навыки социального взаимодействия с людьми. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: начиная примерно с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.
  2. Детский сад – это место, где вырастает и формируется личность. Ребенок учится общаться с другими взрослыми, признавать авторитет «чужого» взрослого— это поможет ему в дальнейшем лучше выстраивать отношения в школе с учителями. В сюжетно-ролевых играх, в которые играют дети в саду, формируется творческое мышление, креативность.
  3. Ребёнок постигает нормы социальной жизни. В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения, учится дисциплине и порядку. «Садиковым» детям больше свойственно соблюдение режима, чем «домашним». Медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку очень важно для подрастающего организма. Многие дети в коллективе лучше едят, а днем спят, быстрее приучаются наводить за собой порядок.
  4. Детский сад развивает самостоятельность. Ребёнок становится более самостоятельным.
  5. Еще одним важным фактором, выступающим «за» детский сад, является здоровье ребенка. Детскими болезнями необходимо переболеть именно в детстве, не оттягивая их приход. К 3 – 3,5 годам иммунная система организма ребенка готова к столкновению с заразой и к мощной атаке вирусов. Именно так организм учится распознавать болезнь, формирует иммунитет, работает на будущее.
  6. В детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Детские сады оснащены необходимым оборудованием для всестороннего развития ребенка. О малышах заботятся и занимаются ими квалифицированные специалисты. Большой плюс в том, что занятия в детском саду, в отличие от занятий, организованных дома, проводятся по расписанию, систематически.
  7. В группе дети быстрее развиваются. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками и хочет быть первым, лучшим, также стремится научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества.
  8. Детские сады защищают современных детей от влияния электронных гаджетов. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. Когда ребёнок клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, он фантазирует. Всё это даёт ему постоянные возможности для всестороннего развития.
  9. Это важно для семьи. Родители ребенка, который посещает детский сад, могут работать или заняться своими делами. Эта причина не относится к «плюсам» садика для ребенка, но косвенно влияет и на него.
  10. Детский сад – это важная ступенька перед школой. Вся совместная с профессиональным педагогом деятельность задействует мелкую моторику, влияя на память, логику, мышление самым непосредственным образом.

Ираида Бактиева, начальник управления образования округа:

Подвоз детей из ближайших деревень в сельские школы производится во всех сельских поселениях. Так, из-за нехватки преподавателей возят детей из Ореховой Горы в Павловку, а из Павловки учителя приезжают проводить уроки в Ореховую Гору. Из Тауша школьники вместе с учителем ездят в Трушниковскую школу на физкультуру.

В Бедряж сейчас возят детей из Каменных Ключей и Андроново. На отдельные уроки ездят целые классы.

 В 2018 году мы провели оптимизацию и присоединили мелкие школы к более крупным, сохранив все школы, кроме Есаульской, где в то время обучались 23 ученика и где учителя вышли с предложением о закрытии.

Другая большая проблема - с детскими садами. Тенденция снижения количества детей детсадовского возраста на 200 человек сохраняется третий год. Это приводит к сокращению штатных сотрудников и помещений.

В образовании действует система подушевого финансирования. Сегодня на одного ребёнка в год в среднем выделяется 95,5 тысяч рублей. На оплату труда сотрудников и расходы, непосредственно связанные с организацией образовательного и воспитательного процесса (учебно-наглядные пособия, игрушки, технические средства обучения, канцелярские товары, затраты на Интернет и т.д.), выделяются региональные средства. Местные власти должны выделять финансы на оплату коммунальных услуг и содержание зданий, в том числе на его охрану и антитеррористическую защищённость. Родители платят только за питание детей.

Но есть на селе безработные родители, которые получают на детей различные пособия, но не желают водить их в сад, чтобы не тратиться на оплату питания ребёнка. Если выделенных по количеству детей средств не хватит на зарплату одного воспитателя и 0,5 ставки младшего воспитателя, дошкольное учреждение придётся закрывать.

Так, нынче пришлось закрыть детсад в Калиновке, где осталось только два ребёнка. Родителям на выбор предложено возить их в Деменёво, Рябки или в город. По 6-7 детей зачислено в детсады Ермии, Есаула, Бедряжа. Поэтому заинтересованные в сохранении детских садов родители и воспитатели тоже должны проводить разъяснительную работу с односельчанами.

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+